It техническая сторона яхтинга

Архивы блога.

Архивы блога.Выберите месяц Январь 2016  (16) Декабрь 2015  (5) Ноябрь 2015  (11) Октябрь 2015  (5) Сентябрь 2015  (15) Август 2015  (14) Июль 2015  (15) Июнь 2015  (15) Май 2015  (15) Апрель 2015  (15) Март 2015  (15) Февраль 2015  (15) Январь 2015  (14) Декабрь 2014  (14) Ноябрь 2014  (14) Октябрь 2014  (15) Сентябрь 2014  (14) Август 2014  (12) Июль 2014  (10) Июнь 2014  (10) Май 2014  (8) Апрель 2014  (10) Март 2014  (7) Февраль 2014  (14) Январь 2014  (9) Декабрь 2013  (2) Ноябрь 2013  (17) Октябрь 2013  (14) Сентябрь 2013  (19) Август 2013  (32) Июль 2013  (31) Июнь 2013  (28) Май 2013  (26) Апрель 2013  (13) Март 2013  (7) Февраль 2013  (5) Январь 2013  (5) Декабрь 2012  (14) Ноябрь 2012  (10) Октябрь 2012  (12) Сентябрь 2012  (16) Август 2012  (1) Июль 2012  (14) Июнь 2012  (20) Май 2012  (10) Апрель 2012  (16) Март 2012  (15) Февраль 2012  (20) Январь 2012  (16) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (14) Октябрь 2011  (24) Сентябрь 2011  (42) Август 2011  (17) Июль 2011  (32) Июнь 2011  (5) Май 2011  (10) Апрель 2011  (22)

УХОД ЗА БАТАРЕЯМИ

До тех пор, пока ваши батареи не будут необслуживаемого типа, они требуют частичной дозаправки дистиллированной водой, чтобы заменить электролит, который испаряется, когда батарея разряжается. Когда они заряжаются, выделяют водород, который легче воздуха, так что верх батарейного отсека надо хорошо вентилировать.

Гелевые батареи, в которых электролитом служит гель, лучше, чем жидкостные, не требуют ухода и не могут выливать кислоту электролита. Они полностью запаяны и не выделяют водород. Более дорогие, чем обычные аккумуляторные батареи, они дают очевидные преимущества для использования на борту. Некоторые виды могут выдерживать больше циклов заряд-разряд, чем обычные полностью разряжаемые батареи.

Все батареи должны быть зафиксированы внизу тщательно, чтобы они не могли болтаться. На случай удара обычные батареи должны быть приподняты в своем ящике, чтобы поймать любое проливание электролита. Если вы остав ляете яхту на некоторое время, удостоверьтесь, что батареи полностью заряжены, так как они со временем медленно разряжаются. Не оставляйте их полностью разряженными надолго, так как это укоротит их жизнь.

Электрическое напряжение батареи дает также показание его состояния зарядки. По теории 12V батарея выдает 13.2V, когда полностью заряжена, хотя на практике 12.9V самая высокая цифра, которую вы можете получить. Б 12.5V есть около 75% остающейся зарядки, а в 12.2V — 50% остатка зарядки. Когда напряжение падает до 11.8V, батарея имеет только 25% от оставшейся зарядки. Однако разрядка до этого уровня укоротит жизнь даже сильно разряжаемых батарей — идеально они должны заряжаться до падения напряжения ниже 12.2V.

«ДОМАШНИЕ» метеостанции.

It техническая сторона яхтинга

Домашняя, или бытовая, метеостанция – комплекс приборов, измеряющих температуру, влажность и давление (термометр, гигрометр и барометр, объединенные в одном аппарате), реже – других метео параметров, как то: скорость и направление ветра (анеморумбометр), количество осадков (дождемер). Сейчас обычно это современные автоматические электронные устройства.

Есть метеостанции, измеряющие метеорологические субстанции только в помещении. Они, конечно, представляют весьма ограниченный интерес. В частности, аналоговая метеостанция – это обычно просто три прибора: термометр, гигрометр и барометр-анероид (стрелочный). Плохи они тем, что измеряют температуру и влажность лишь в помещении, что ставит под сомнение их необходимость вообще.

Цифровые метеостанции имеют электронный цифровой индикатор с современными электронными приборами в датчике. Более сложные метеостанции имеют выносной датчик, в который вмонтированы миниатюрные перечисленные приборы. Датчик крепится на проводе или даже может быть беспроводным, радиодатчиком.

Некоторые модели электронных метеостанций можно подключать к компьютеру и переносить в него погодные показатели. Такие метеостанции как правило относят к профессиональным. Есть возможность закрепить такой датчик на корабле, яхте, катере… Настоящий интерес представляют именно метеостанции с удобным выносным датчиком.

«AIS» Игрушка или необходимость?

It техническая сторона яхтинга

AIS – Automatic Identification System, или Aвтоматическая дентификационная система – появилась относительно недавно и была разработана и внедрена для повышения безопасности плавания морских коммерческих судов. В последнее время к системе все больший интерес проявляют владельцы катеров и яхт, причем не только на море, но и на внутренних водных путях России, где множество грузовых и пассажирских судов ныне оснащены аппаратурой АИС.

Давайте посмотрим, как она работает, и что можно подобрать для своей яхты. На первый взгляд, АИС дублирует работу радара,  правда, другими средствами, но при этом у нее есть одно несомненное преимущество. Так как АИС использует для работы частоты УКВ (VHF), цели АИС постоянно находятся в зоне видимости, даже если они физически скрыты за мысами, утесами и другими преградами, то есть ваш прибор видит судно или навигационный буй, оборудованные такой же системой, когда они недоступны радару.

Система позволяет получать и отправлять статические данные – тип и номер судна IMO, MMSI, позывной и название, а также динамические – координаты, курс и скорость относительно земли (COG и SOG), навигационный статус и т.п. Отображение всей этой информации возможно в двух режимах: текстовом, в виде таблицы с перечнем расположенных рядом судов и их данных, и в виде схематической карты с условным изображением взаимного расположения судов и расстояний до них.

It техническая сторона яхтинга

Альтернативная энергия

Некоторые прогулочные яхты, особенно круизные, пользуются альтернативными видами энергообразования, Ветряные генераторы, солнечные панели и водяные генераторы — популярные средства выработки электричества без использования батарей. Они имеют свои преимущества и недостатки и использование зависит от того, где вы плаваете и как вы используете вашу яхту. Дополнительное преимущество этих источников энергии в не лимитируемой длительности подзарядки батарей. Имейте в виду, что когда работает двигатель, зарядка возможна только один или два часа в день.

СИЛА ВЕТРА И ВОДЫ

Многие прогулочные яхты используют ветряные генераторы, чтобы дать возможность батареям полностью зарядиться без использования двигателя. Ветряной генератор варьируется размерами и эффективностью. Маленькие генераторы дают маленькую энергию при самой большой силе ветра, но полезны для поддержания заряда батарей, когда яхта отстаивается у причала. В регионах с преобладанием ветра большие ветряные генераторы могут обеспечивать полную потребность яхты в энергии. Водяной генератор буксируется за яхтой, когда она на полном ходу. Они очень мощные, но немного тормозят яхту.

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

В последние годы солнечные панели неуклонно становятся дешевле и эффективнее, так что они, как средства обеспечения электроэнергией, все более и более популярны на прогулочных яхтах, особенно тех, что плавают в тропических районах с долгими солнечными днями.

Большие панели могут вырабатывать достаточно зарядного тока, хватающего, например, для питания холодильника в средиземноморском климате. Прогулочные круизные яхты иногда подвешивают панель на кронштейне так, чтобы они стояли под прямым углом к солнцу для выработки максимальной мощности.

Спутниковый морской интернет — высокое качество связи

Наземный и морской VSAT отличаются друг от друга. И это объясняется тем, что у них разная сфера применения. Вот почему на морском VSAT обязательны стабилизированные антенны. Они предназначены для качественной связи со спутником даже в сложных погодных условиях. У таких систем более серьезные характеристики мощности. Они дополнительно комплектуются передатчиками большой мощности. У них есть комплекс антенн большого диаметра. Причем он больше, чем диаметр антенн для наземного применения. В том случае, если судно выполняет международные рейсы, у него должно быть автоматическое переключение между спутниками.
На сегодня существуют некоторые трудности при использовании морского спутникового интернета VSAT, однако их успешно решают. При этом необходимо сказать о большом экономическом и функциональном эффекте использования систем такого типа. Он явно выше, чем у его аналогов. Отметим также возможность использования дополнительных приложений в морском VSAT. Таких, как специализированные бортовые системы и бизнес-приложения. Достоинство их в том, что они повышают эффективность использования систем и снижают расходы на трафик.
В России морской интернет VSAT только начали применять. Однако, как считают эксперты, в скором времени эти технологии, конечно, получат распространение и здесь. Для сравнения скажем, что за рубежом, например, системы VSAT автоматически устанавливают уже при строительстве судна. Она спланирована заранее.

В море всегда на связи. Часть1.

It техническая сторона яхтинга

Существуя в условиях ограниченного судном пространства и замкнутого коллектива, моряки разнообразили жизнь, играя словами и придумывая морской жаргон. На российских судах, в частности, издавна принято, например, старшего механика называть Дедом, боцмана – Драконом, а плотника – Колобахой. Радиста обычно величают Маркони или, фамильярно, Марконя.

В Европе (кроме Германии) изобретателем радио почитается Гульельмо Маркони, в Германии таковым признается Генрих Герц, в США – Никола Тесла. Возникает естественное желание отстоять национальный приоритет и напомнить, что изобрел радио, как нам всегда говорили, наш Александр Попов. Попытаемся, по возможности, разобраться в этой ситуации.

Изобретателем способов передачи и приема электромагнитных волн (длительное время называвшихся «волнами Герца»), действительно является сам их первооткрыватель, немецкий ученый Генрих Герц. Открыв электромагнитные волны, он сосредоточился на их изучении, а не на практическом применении открытия, описав свои опыты в работе «О лучах электрической силы», вышедшей в декабре 1888 г. Этот год считается годом открытия электромагнитных волн.

Инструменты помогающие навигации

Наиболее важный инструмент для шкипера это эхолот. Это прибор в режиме реального времени показывает на жидкокристаллическом экране реальное расстояние от фальшкиля яхты до дна.

Доплеровский гидроакустический лаг или эхолот переднего обзора может выводить на экран не только абсолютную скорость лодки относительно грунта, но и особенности рельефа перед носом яхты. Этот прибор есть далеко не на всех яхтах. В частности он может показывать рыб, дельфинов и китов непосредственно под яхтой на экране монитора.

На старых яхтах обычно стоит электромеханический лаг. Фактически просто крыльчатка, обороты которой считают с помощью электромагнитного сенсора.

Имеется магнитный компас с электрической подсветкой.

Погодная станция, включающая в себя, помимо прочего оборудования, анемометр для измерения скорости ветра. Станция позволяет записывать и направления ветра в данный момент, давление воздуха.

Есть еще инструмент аварийной навигации по звёздам — секстан. Но им сейчас умеют пользоваться малое количество яхстменов. Так как этот прибор с успехом заменил GPS приёмник. И вместо аварийного секстана берут запасной ручной GPS на батарейках. Для лаптопа потребуется USB GPS. GPS на яхте много не бывает 🙂

Радар — прибор показывающий препятствия в радиусе несколько тысяч метров, но во время непогоды с дождем его видимость оставляет желать лучшего. Так же он не видит встречных судов за скалой или мысом.

Всё чаще на море люди используют AIS. Автоматическая идентификационная система, это цифровой прибор, который по радиоканалу осуществляет обмен координатами и курсами судов оказавшихся в радиусе 3-4 миль, в зависимости от мощности передатчиков. Этот прибор лишён недостатков радара, но только в случае если все встречные лодки оборудованы аналогичным прибором. Что бывает далеко не всегда. Так же капитан может обесточить этот прибор.

И наконец очень эффективное средство получения координат и прогноза погоды в океане — VHF радиостанция. Надо дождаться появления в области видимости проходящего судна и запросить через рацию необходимую информацию. Обычно это прогноз погоды на ближайшее время и текущая координата.

Об экстремальных ситуациях

В случае отсутствия и поломки судового хронометра можно запросить по рации ещё и точное время.

Но при наличии заряженного современного мобильного телефона Samsung Galaxy A10.5 за 150 долларов в водонепроницаемом чехле с установленной программой для навигации, такой потребности уже почти ни у кого не осталось.

Пару слов о судовом хронометре. Обычно это часы механические или кварцевые с точным ходом помещенные в водонепроницаемый контейнер из стекла и меди. Все это рассчитано на случай временного нахождения прибора в воде, если, не дай бог, яхта перевернется полностью вокруг своей продольной оси (оверкиль).

Во время оверкиля с нагруженной парусами мачтой современные яхты имеют риск потерять мачту. Так как в момент поворота мачта с парусами ложится на воду. Мачтой вниз опрокинуть килевую яхту может только большая волна, например в сценарии «ветром положило, потом волной перевернуло». И вот когда мачта двигается с парусами в толще воды, получается что вода «дует» в паруса, и силы при этом, конечно, очень большие, даже если это маленький штормовой парус. Далее паруса оказывают сопротивление прохождению мачты под воду и в этот неудачный момент вся сумма сил от веса яхты и волн может быть приложена в одной точке где то по середине мачты. В результате пустотелая облегченная мачта может переломиться.

Когда яхта встанет на ровный киль. Сломанная мачта является угрозой (в случае биения мачты во время шторма о корпус) для хрупкого в тонких местах композитного корпуса современной яхты.

Поэтому в такой ситуации лучше перерубить все ванты, которые держат остаток мачты большим болторезом и если получиться, принайтовать (привязать концами) обломок мачты вдоль борта на палубе яхты.

Гик или бум (перпендикулярная часть рангоута на мачте) обычно не повреждается и его можно использовать как временную мачту в последствии.

Судовая радиостанция – не игрушка.

It техническая сторона яхтинга

Радиостанция на «Кон-Тики» имела позывные I2BL. Аппаратура была не  первоклассная и насыщена электрическими разрядами. Никто из нас не решался дотрагиваться без резиновых перчаток до Кнюта и Торстейна, когда они сидели за ключом.

Эрик Хессельберг, «Кон-Тики и я»

Современные радиостанции значительно совершеннее той, что имелась на плоту «Кон-Тики», на котором Тур Хейердал и его команда пересекли Тихий океан. Но чтобы радиосвязь не создавала лишних проблем ни вам, ни другим пользователям эфира, а аппаратура работала долго и надежно, стоит учитывать некоторые рекомендации по использованию радиостанций.

Микроволновка

Это очень полезное на яхте устройство. Дело в том, что во время грозы можно спрятать в микроволновку всю чувствительную электронику (планшет, мобильные телефоны, лаптоп). Что гарантирует сохранность ваших навигационных устройств на случай прямого попадания молнии в мачту и разряда электрического тока через корпус яхты.

Кроме того в марине, на стоянке, подключив СВЧ печь к сети 220 вольт, можно готовить еду и быстро размораживать продукты.

Для изоляции камеры СВЧ печи используется дроссельное соединение, которое работает только на частоте 2.45 ГГц. Даже ближайшие снизу и сверху диапазоны сотовой связи 2.1 ГГц (3G) и 2.6 ГГц (LTE) уже почти не ослабляются.

Спутниковый VSAT интернет для судов и яхт

В настоящее время спутниковые технологии достигли такого совершенства, что они позволяют развернуть на самых разных судах канал связи с высокой скоростью. Ведь уже более двадцати лет в спутниковой связи применяется технология VSAT. Этот способ интернет-связи, телефонии, а также канал для получения и передачи больших объемов данных считается самым современным. С его помощью, например, можно передавать мультимедийные файлы. Такие, как музыка, изображения, видеозаписи.
VSAT не нужно считать каким-то непонятным «иностранным» словом. Это всего лишь аббревиатура. И она обозначает «Very Small Aperture Terminal». Речь же идет о миниатюрном спутниковом фестивале. Кроме того, что он легкий и простой в установке, он также надежно и качественно обеспечивает связь. Вот почему такие технологии нашли широкое применение в тех случаях, когда необходимо обеспечить интернет-связь в населенных пунктах, расположенных в тайге или горах, как впрочем, и в других труднодоступных местах. Однако со временем появилась необходимость на базе наземного VSAT создать и морской, который смог бы обеспечивать надежную связь судам, находящимся на большом расстоянии от берега.
В тех случаях, когда по самым разным причинам невозможно использование обычной связи, морской VSAT обеспечивает качественное интернет-соединение на любых объектах. Вот почему сейчас судовые VSAT получают все более широкое распространение. На различных типах судов их можно видеть все чаще и чаще.

Электрическая система питания

Над спрей-худом (минитентом над входом в рубку) или на кормовой надстройке чаще всего располагают солнечные панели.

В рундуках на корме под сидениями в кокпите находятся аккумуляторы. В последнее время среди яхтсменов популярны авиационные Литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4, LFP). Они очень емкие и лёгкие. Соответственно есть контроллер солнечных панелей и контроллер зарядки батарей. Так же есть инвертор с 12 вольт бортовой сети питания до 19 вольт для подключения лаптопа и разъёмы прикуривателей как в автомобиле.

Имеется встроенная система берегового питания на 220 вольт. Состоит из термо-предохранителей, обычных розеток, и удлинителей с универсальными вилками двух типов, которые наиболее популярны на колонках подключения яхты к сети питания в марине (на стоянке). Имеется обычное электрическое зарядное устройство аккумуляторов от сети берегового питания.

На стационарном дизельном двигателе, как правило, установлен электрогенератор. На старых моделях двигателя он совмещен конструктивно с электро-стартером двигателя.

Иногда на яхтах устанавливают ветрогенераторы на случай облачности (солнечные панели в такую погоду неэффективны) или отсутствия, либо поломки дизель-генератора.

… широкополосная морская связь должна быть именно такой

Огромная экономия и самая высокая скорость передачи данных
Комплекты широкополосного обслуживания mini-VSAT предлагают огромную экономию при передаче больших объемов данных по сравнению с доступом в ИНТЕРНЕТ через Inmarsat Fleet, который является самым популярным высокоскоростным решением для коммерческих и прогулочных судов на сегодняшний день. Новая система TracPhone V7 с широкополосным доступом в ИНТЕРНЕТ mini-SAT обеспечивает более высокую скорость передачи данных и стоимость передачи (за мегабайт данных) на 90% ниже, чем Inmarsat Fleet. Это идеальное решение для всех, кому необходим высокоскоростной доступ к Интернету во время плавания.

Представляем сервис mini-VSAT – эволюцию широкополосной морской связи
Выбирая новый широкополосный доступ в ИНТЕРНЕТ mini-VSAT, Вы оборудуете свое судно высококачественной системой связи VSAT с технологией spread spectrum (рассеянный спектр), которая раньше использовалась только на реактивных самолетах и в военной промышленности. Благодаря этой технологии Вы получаете доступный непрерывный ИНТЕРНЕТ, а также компактную антенну TracPhone V7 диаметром всего 60 см. Кроме того, широкополосный сервис mini-VSAT гарантирует высокую скорость обмена данными: 512 Kbps (передача) и 2Mbps (прием).

Использование системы TracPhone V7 позволяет Вам выбрать нужный тарифный план в соответствии с Вашими потребностями: безлимитный тариф с фиксированной оплатой за каждое судно или оплату за фактический объем переданных данных.

Широкополосный сервис mini-VSAT позволяет Вам использовать «кабельный модем» во время плавания.

Если во время плавания Вам необходима быстрая и надежная связь для ведения бизнеса или для общения с друзьями и родственниками, оставшимися дома, то Вы можете полностью положиться на систему TracPhone V7 с широкополосным доступом в ИНТЕРНЕТ mini-VSAT. Вам предлагаются следующие типы связи:

А что будет с человеком внутри, если в мачту ударит молния?

Как правило, от места крепления мачты сквозного монтажа (которая проходит через палубу и крепится в районе киля), либо через вант-путенсы, вдоль бортов, для мачт, устанавливающихся на палубу, проведены толстые кабели к килю (зачастую металлическому), который действует как заземление для молнии. Более того — в некоторых случаях (на композитных яхтах, в основном) ниже ватерлинии на корпусе яхты или на киле устанавливается специальная пластина, к которой подводятся эти проводники, и которая и служит для безопасного выведения заряда. Такие пластины иногда даже красят специальным токопроводящим гелем, хотя заряд молнии пробивает и обычную краску.

Таким образом молния проходит через мачту, специальные проводники и заземляется в воду, не представляя рисков для людей, находящихся на борту или в яхте. Но за металлические части я бы, в любом случае, держаться не рекомендовал.

Человек не сильно зависит от перепадов электромагнитного поля и во время грозы не держится голыми руками или любыми другими частями тела за мачту или кабели питания и массы.

Мачта внутри яхты, у которой степс находится в районе киля, обычно обмотана канатом (изолятором). Поэтому можно касаться изолятора на мачте. Пайолы на полу это так же изоляторы (я в это верю :-). На моей яхте степс маты был на рубке и мачта вообще не проходила через салон.

Технические характеристики

Блок антенны TracPhone V7
Полоса частот передачи/ приема 11.70 – 12.75 ГГц/ 14.00 – 14.50 ГГц
Элемент антенны Усиление (полоса приема, минимум): 35.6 dBi
Выходная мощность BUC 4 Вт
Внешние габариты 68 см (высота) х 66 см (диаметр)
Диапазон подъема От 5 гр. до 80 гр.
Диапазон поворота Вращение на 720 гр.
Вес 27,2 кг
Температура Работа: от -25 гр. С до +55 гр. С, хранение: от -35 гр. С до +70 гр. С
Влажность 95% при температуре +40 гр. С
Дождь Осадки 100 литров/мин. при скорости ветра до 100 узлов
Сертификация CE в соответствии с IEC 60945 части 9.2, 9.3, 10.3 – 10.9, 11.2
Блок управления и модем TracPhone V7
Размеры (блок управления и модем) 3U, 48 см для установки в стойке с возможностью других вариантов установки
Вес (блок управления и модем) 8.2 кг
Температура Работа: от -0 гр. С до +55 гр. С, хранение: от -35 гр. С до +70 гр. С
Влажность До 95% (без образования конденсата)
Сертификация Сертификат СЕ в соответствии с Директивой 1999/ЕС по оборудованию радиосвязи
Входное питание Модем: 90 – 240 В перем. тока, 50 – 60 Гц автоматическое переключение, 3 А максимумБлок управления/антенна: 90 – 240 В перем. тока, 50 – 60 Гц, 2 А максимум
Вывод данных Ethernet: IEEE 802.3 10BASE-T/100BASE-TX, 100 Mb/s
Маршрутизация IP TCP/IP маршрутизация и перевод сетевой адресации для морского сегмента LAN, поддержка DHCP
Беспроводной VoIP маршрутизатор TracPhone V7
Размеры 17 см (Д) х 17 см (В) х 3.1 см (Ш)
Вес 0.39 кг
Стандарты IEEE 802.3, IEEE 802.3U, 802.11b, 802.11g
Каналы 11 каналов
Порты Один 10/100 RJ-45 Интернет порт
Четыре 10/100 RJ-45 сетевых порта
Два стандартных телефонных порта
Один порт питания

Отбор оборудования

Чрезвычайно важно использовать качественный электрический механизм, который был разработан специально для установки на яхтах. Никакое другое оборудование не будет столь надежно или столь безопасно в морских условиях

Чрезвычайно важно использовать качественный электрический механизм, который был разработан специально для установки на яхтах. Никакое другое оборудование не будет столь надежно или столь безопасно в морских условиях

ТИПЫ БАТАРЕИ

Тяговая 2V батарея, здесь секции соединены последовательно, чтобы создать напряжение 12V. Такой комплект наиболее подходит для обеспечения внутренних потребностей потребителей энергии на борту и работает дольше, чем автомобильная аккумуляторная батарея