Интерактивная доска и ее дидактические возможности

Что такое интерактивные технологии?

Интерактивная доска и ее дидактические возможностиИнтерактивность (в контексте информационной системы) — это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. ИТ являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы.

Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию учеников и общую эффективность образовательного процесса.

В настоящее время все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками. Их использование во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике.

Педагог с помощью интерактивной доски может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.

Как проходят интерактивные уроки в онлайн-школе

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вебинары включают в себя голосования и опросы, которые обеспечивают полное взаимодействие между учениками и преподавателем.

Интерактивная доска и ее дидактические возможности
Устный опрос на уроке географии — домашняя онлайн-школа «Фоксфорда»‍

Внедрение интерактивных форм обучения в школе помогает сделать уроки более интересными, донести информацию в процессе взаимодействия, развить активность у учеников.

При этом взаимодействие развивается в нескольких направлениях — между учениками, аудиторией, а также отдельно можно выделить взаимодействие с компьютером.  

При использовании интерактивных форм обучения на уроке педагог следит за тем, чтобы ученики задействовали несколько видов активности: физическую, социальную и познавательную. Например, на занятии ученики слушают, разговаривают, занимаются черчением и конструированием, обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, делятся опытом и ищут решения.

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и происходит контроль знаний. Для подключения к занятиям ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает  XP.

Интерактивная доска и ее дидактические возможности
‍Домашнее задание по геометрии ‍

 Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями (клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие). 

Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными для ребёнка, даёт ему возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.

Какие бывают интерактивные доски?

В интерактивных досках применяются различные технологии определения положения пальца или маркера на поверхности доски.

В ходе развития рынка интерактивного оборудования для интерактивных досок использовались разные технологии :

  • сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии;
  • электромагнитная технология;
  • микроточечная технология;
  • резистивная технология;
  • инфракрасная технология;
  • емкостная технология.

Первые три технологии из этого списка обеспечивали высокую скорость отклика и вандалоустойчивость, но при этом требовали использования специальных электронных маркеров: ультразвуковая/инфракрасная (доски Hitachi и Panasonic, электромагнитная (доски Activeboard и Interwrite), микроточечная (доски Polyvision). С повсеместным появлением на рубеже 2010 г. сенсорных устройств, управляемых пальцем (планшетов, смартфонов и т.п), эти технологии быстро ушли в разряд устаревших и фактически перестали использоваться. Единственная из ранних технологий, позволявшая управлять доской пальцем — резистивная — не поддерживала мультитач-жестов и не обладала необходимой для образовательных учреждений вандалоустойчивостью.

Сегодня наиболее распространенными на рынке (более 80%) являются интерактивные доски с оптической инфракрасной технологией, которые сочетают в себе возможность работы пальцем, управления мультитач-жестами и вандалоустойчивость. Остается в ходу емкостная технология, тоже сенсорная и отличающаяся высоким быстродействием, но при этом и достаточно высокой ценой таких досок.
Подробнее о технологиях интерактивных досок >>

Более подробные описания интерактивных досок различных производителей и их возможностей представлены в каталоге в разделе «Интерактивные доски» .

В последнее десятилетие интерактивные доски стали использовать с ультракороткофокусными проекторами, которые крепятся к стене непосредственно над доской. Это позволяет сделать работу с доской более комфортной.

Большинство интерактивных досок способны распознавать несколько касаний пальцем или маркером одновременно. Многопользовательские доски могут быть созданы с использованием различных технологий, и их функциональные возможности в силу этого различаются.
Подробнее о сравнении различных многопользовательских досок >>

Существуют родственные интерактивным доскам устройства — интерактивные ЖК-панели.

Интерактивные доски

Интерактивная доска и ее дидактические возможностиГоворя о технических новинках, стоит рассказать, прежде всего, об интерактивных досках, главная функция которых – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия.

Существует несколько разновидностей интерактивных досок:

  • Активная электронная доска – подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.
  • Электромагнитная интерактивная доска — работает по принципу пассивной электромагнитной технологии, которая позволяет использовать специальные маркеры.
  • Интерактивная электронная доска на основе технологии инфракрасного сканирования — большой дисплей, оснащенный инфракрасными датчиками, с которым можно работать как при помощи специального стилуса, так и просто с помощью пальцев.

Для работы с интерактивными досками используется специальное ПО, с помощью которого учитель может добавлять пометки поверх любого изображения на экране, акцентировать внимание учеников на важных деталях, использоваться для обучения готовые шаблоны документов и уроков, импортировать и видоизменять различные графические объекты. Такая доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ-камеры

Такая доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ-камеры.

Также в современной школе все активнее используются и новые ИКТ – инструменты коллективного пользования, призванные развивать навыки и умения проектной деятельности, коллективной работы. К ним относятся облачные сервисы и системы дистанционного обучения, позволяющие разнообразить форматы проведения занятий – от телемостов до трансляции лекций из вузов и предоставления равных возможностей качественного образования учащихся сельских и городских школ.

Сравнительно новыми для России являются цифровые лаборатории, включающие в себя датчики, анализаторы и специальное ПО для уроков химии, физики, биологии и других предметов. Они позволяют школьникам познавать окружающий мир эмпирическим путем.

Также в современной школе все активнее используются и новые ИКТ – инструменты коллективного пользования, призванные развивать навыки и умения проектной деятельности, коллективной работы. К ним относятся облачные сервисы и системы дистанционного обучения, позволяющие разнообразить форматы проведения занятий – от телемостов до трансляции лекций из вузов и предоставления равных возможностей качественного образования учащихся сельских и городских школ.

Сегодня многие педагоги соглашаются с тем, что использование интерактивных методов обучения в школах и ВУЗах не просто целесообразно, а необходимо.

Polymedia предлагает купить интерактивные доски и другое оборудование

Формы и методы интерактивного обучения

Формы и методы обучения — это способы взаимодействия между преподавателем и учениками, комплекс приёмов, которые помогают реализовать процесс обучения.

При использовании методов и форм организации интерактивного обучения от преподавателя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при изучении каждой конкретной темы или предмета можно использовать разные интерактивные формы обучения и методы или их комбинацию:

  • Мастер-классы — интерактивные занятия, на которых ученик получает знания и навыки в формате практической работы.
  • Интерактивные вебинары — тип занятия, который соединяет в себе традиционную лекцию и такие способы взаимодействия, как дискуссия, разбор, демонстрация слайдов или фильмов.
  • Решение кейсов — в этом методе интерактивного обучения берётся конкретная ситуация, и ученики коллективно разрабатывают модель её решения.
  • Голосования, опросы — обсуждения, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
  • Мозговой штурм — метод совместного генерирования идей и поиска нестандартных творческих решений

Интерактивная доска и ее дидактические возможности
Основные формы и методы интерактивного обучения‍

Как выбрать и использовать интерактивную доску?

По большому счету, интерактивная доска представляет собой сенсорный экран достаточно больших размеров. Функционирует данное устройство исключительно в сочетании с проектором и персональным компьютером или ноутбуком. Все эти три аппарата представляют собой единую систему. Прикосновения к поверхности доски пальцем или специальным маркером имитируют использование стандартной компьютерной мышки.

Все интерактивные доски подразделяются на группы в зависимости от метода установки проецирующего оборудования. Если проекция прямая, то проектор размещается непосредственно перед экраном, при использовании обратной технологии, он будет устанавливаться за этим экраном

Очень важно обращать внимание на технологию подключения – оно бывает активным либо пассивным. В первом случае устройство соединяется с мультимедийными гаджетами при помощи проводом, во втором задействуются беспроводные каналы типа Wi-Fi или Bluetooth

Интерактивная доска и ее дидактические возможности

Подобное оборудование позволяет открыть перед пользователем достаточно широкие пространства, обеспечивающие обмен информацией или ее получение и обработку. Когда данные выводятся на сенсорный экран, они становятся доступными довольно большой группе пользователей. Это делает интерактивные доски очень полезными при проведении разного рода презентаций, во время обучения и так далее.

Еще одним немаловажным моментом является функциональность данного оборудования и принцип его работы. Как правило, интерактивные доски работают на базе электромагнитных технологий последнего поколения. Наиболее современная продукция поддерживает прикосновения пальцами, стилусом или же иными предметами. Непосредственно на поверхности самого экрана есть большое количество датчиков, которые отвечают за определение мест прикосновения. Встречаются модели, оборудованные инфракрасными датчиками, которые позволяют вычислить абсолютно любой предмет, расположенный близко к экрану, причем систем будет определять его в качестве стандартной компьютерной мышки.

При выборе моделей для включения в наш рейтинг мы принимали во внимание все рассмотренные выше параметры, однако были учтены и иные моменты – соотношение цены и качества продукции. По каждой продукции мы постарались собрать максимум информации, чтобы наши читатели смогли подобрать для себя, образовательного учреждения или компании наиболее подходящую модель

Кроме того, мы старались включить в обзор не слишком дорогостоящие модели, но, к сожалению, такая продукция стоит приличных денег.

Расчет расстояния и подключение к сети

Существует формула расчетов: ширину панели умножаем на проекционное отношение проектора. Например, если ширина доски 160 см, проекционное отношение проектора будет 1*1.5, 160*1.5= 240 см. Получили необходимое расстояние для крепления.

Регулятор зума выставляем на «среднее значение» — рабочее положение прибора. Затем включаем проектор и направляем на интерактивную доску. Определяем направление, где изображение будет располагаться по всей поверхности экрана. В данном положении закрепляем проектор.

Следующим этапом будет настройка проектора. При этом надо помнить о трех важных моментах:

  1. Исключить попадание луча от работающего гаджета в глаза преподавателя или учащегося (необходимо четко выдержать размеры его расположения – 15-25 см от края доски сверху).
  2. Обязательно убрать кабеля для подключения экрана на более безопасное расстояние (лучше спрятать в кабель-каналы), чтобы их не задевали головой.
  3. Учитывать расположение проектора по отношению к панели: более близкое расположение нуждается в сильной регулировке трапеции (во многих моделях данная функция имеет ограничение).

Далее подключаемся к сети и проверяем системную работу. Соединение осуществляют:

  • с помощью USB кабеля подсоединяется доска к компьютеру;
  • кабелями VGA (HDVI) – компьютер+проектор.

Затем осуществляем подключение к системе питания проектора и интерактивной панели. Проводим откалибровку панели и устанавливаем необходимое программное обеспечение.

Интерактивная панель готова к работе. Как управлять? На панели есть поверхность для управления компьютера. С ее помощью можно запускать презентации в режиме слайд-шоу и других программных обеспеченный. Выполнять пометки и моментальные снимки с экрана компьютера, создавать различные записи на дисплее.

Характеристика популярных ТОП-5 интерактивных досок

Характеристика популярных ТОП-5 интерактивных досок            
№п/п Название модели Кому предназначается Функциональные особенности
1. Интерактивная доска «Esprit TIWEDT 50″», Польша Для студентов, школьников и дошкольников Технология «2-х касаний»,открывает доступ к учебному материалу, имеет компактные размеры
2. ActivPanel Touch 86″4K, Великобритания Для больших классов и аудиторий, для студентов и школьников Можно вовлекать всех присутствующих учеников, имеет четкую видимость при различном освещении,есть возможность проводить обучающие уроки на расстоянии и контролировать их выполнение
3. Интерактивная доска «SMART BOARD SBM 680V 77″+LC-ХAU200, Канада Для дошкольников и школьников, студентов Помогает видоизменить, вращать и передвигать отдельные части объекта и изображения в целом, подходит для помещений 40-60 м.кв.
4. Интерактивная доска «SMART BOARD SB 480» 77″, Канада Для студентов, школьников и дошкольников Имеет доступ широкому выбору готовых материалов,оснащена функцией двойного написания, подключение к готовым к работе урокам и различным изображениям
5. Стол интерактивный 27″, Россия Детей дошкольного и школьного возраста Оснащен обучающими и образовательными программами,есть дополнительное приложение для работы логопедов и психологов

Критерии выбора: важные моменты

Интерактивные панели являются востребованным оборудованием для проведения учебного процесса, презентаций. Сенсорная панель достаточно дорогая вещь. Прежде, чем ее покупать, необходимо хорошо подготовиться и провести ряд мер. Чтобы меньше было ошибок, и деньги потрачены были не зря.

Универсальные советы:

Изучите рейтинг популярных моделей, производители которых зарекомендовали себя на торговом рынке хорошим качеством.
Обращайте внимание на отзывы потребителей,
Уточните, если в вашем городе представители от производителей, так как в случае какой-нибудь поломки решение проблемы по гарантийному сроку потребует меньше времени.
Лучшим вариантом приобретения является покупка комплекта: и доски, и проектора (+ крепежные элементы, и приспособления, инструкция).
Предпочтение можно отдать доске имеющей антибликовое покрытие (лучше с матовым).
Панель с прямым расположением проектора (впереди доски) будет стоить дешевле по сравнению с обратным типом проекции. Ее можно самостоятельно прикрепить к стене.
Обратный вид экрана стоит дороже
Крепление требует участия квалифицированных специалистов.
Соответствие цены и качества

Выбирать можно модель по средней цене с хорошими характеристиками, не гоняться за дорогим брендовым товаром.
Учитывать диагональ экрана: важно для предоставляемой информации и полноценного просмотра зрителями (при минимальных помещениях: 50″ – 2-10 зрителей, 60-90″- 10-25 человек, 91-105″- 50). Для больших помещений необходимы интерактивные панели больших размеров для того же количества людей.
Важно знать, что некоторые панели имеют зоны «неинтреактивные», которые располагаются по краям конструкции

И тем самым способствуют уменьшению полезной площади.
Модель «профессионал» имеет прямую зависимость от программного обеспечения (полный или стандартный набор программных интерактивных инструментов: линейки, циркуля, транспортира ит.д., российская локализация при подаче материалов на русском языке).
Консультация специалиста и покупка предпочтительнее в специализированных магазинах, отделов продаж.
Заказы онлайн. Приобретать в интернете нужно на проверенных сайта, хорошо зарекомендовавших себя среди покупателей и имеющие отличные рейтинги.

Разновидности

Существует два вида проекции, которые различаются расположением проектора к поверхности сенсорного экрана и источнику питания:

  1. Прямая проекция – напротив интерактивной доски. Недостаток: луч, появляющийся от проектора, может слепить пользователей. Поэтому, располагать проектор (фокусный и ультракороткофокусный) лучше на стене с помощью специального крепления. Данная конструкция очень удобна в работе.
  2. Обратная проекция. Расположение проектора позади сенсорной поверхности экрана. Достоинства: от пользователей нет теней на доске, не слепит свет от проектора. Такая система не крепится к стене.

Интерактивная доска и ее дидактические возможности

Также есть активные и пассивные интерактивные панели. Их различают по подключению к источнику питания:

  1. Активный тип: подключение к блоку питания и ПК с использованием USB проводов. Есть датчики, определяющие расположение стилуса при его работе на доске.
  2. Пассивный тип: система работает без проводного подключения к ПК и питанию. Стилиус обладает программным обеспечением, что позволяет обходиться без компьютера. Интерактивное устройство можно свободно передвигать в пространстве.

Советы по установке интерактивной доски.

Устанавливать панели можно самостоятельно, имея все необходимые для этого инструменты. Или доверить профессионалам.

Порядок следующий:

Проводим монтаж комплекса на стену. Определяем высоту крепления. Сначала надо измерить расстояние от пола до нижнего края доски. Стандартные размеры для установки в школе 70-90 см (в д/садике – 30-70).

Затем определяемся с верхней линией крепления. Отмечаем ее с помощью прямой линии. Ставим разметку отверстий в зоне, где она будет крепиться, и выполняем крепеж планки к стене.

Проектор крепим на кронштейне на стене (или на потолке). От типа проектора зависит выбор креплений:

  • установка длиннофокусных гаджетов – расстояние 2-3 см от края вверху от интерактивной панели;
  • короткофокусные приборы – устанавливаются над доской на расстоянии 15-25 см от края панели.

Немного истории

Первые электронные и интерактивные доски были созданы в начале 1990-х годов и предназначались, прежде всего из-за их достаточно высокой стоимости, для корпоративного сектора. 

Интерактивные доски специально для образования первой стала выпускать компания SMART Technologies. Новый тип образовательного оборудования SMART Board приглянулся школьным учителям и преподавателям вузов, и на сегодняшний день название марки фактически стало именем нарицательным: для многих «смарт-доска» – синоним интерактивной доски. 

По примеру SMART Technologies многие известные бренды также начали создавать интерактивные доски, а теперь и панели специально для нужд образования.

Списки лучших

Мы решили не останавливаться на рейтинге и создать список лучших интерактивных досок в трех категориях:

  1. Лучшая цена.
  2. Большая диагональ.
  3. Высокое разрешение.

Остановимся подробнее на перечисленных категориях.

Лучшая цена

Интерактивная доска и ее дидактические возможности

Activboard Touch 88 представляет собой классическую доску, используемую в работе проектор. Поддерживает работу с несколькими пользователями одновременно и позволяет рисовать объекты разной толщины.

Габариты без упаковки 2006х1292х40 мм
Вес 30 кг
Гарантия 12 месяцев
Количество касаний 6

Цена: от 55 000 до 60 000 рублей

Activboard Touch 88

Большая диагональ

Интерактивная доска и ее дидактические возможности

Smart Board SB480IV4 является интерактивным комплектом. В состав входит доска, проектор, пульт дистанционного управления и аксессуары.

Яркость 300 люмен
Контрастность 3000:1
Встроенный динамик 5 Вт
Длина штанги 100 см

Цена: от 100 000 до 120 000 рублей.

Smart Board SB480IV4

Высокое разрешение

Интерактивная доска и ее дидактические возможности

SMART SBX885 большая доска с системой распознавания жестов и проектором. Он транслирует изображение с разрешением 4000х4000 и использует для распознавания жестов оптическую технологию.

Габариты 199x130x17 мм
Разрешение доски 4000×4000
Диагональ 87 дюймов
Соотношение сторон 16:10

Цена: от 150 000 до 200 000 рублей.

SMART SBX885

Каким должно быть современное образование?

Интерактивная доска и ее дидактические возможности Главная задача современного образования — не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Современную образовательную систему характеризуют:

  • сжатые сроки обучения
  • большой объем получаемой информации
  • серьезные требования к уровню знаний, навыков и умений ученика или студента

Одна из главных задач для нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным для учеников, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) постепенно проникают во все сферы образования. Этому способствует глобальная информатизация общества, распространение в школах и вузах новейшей компьютерной техники и современного программного обеспечения, создание государственных и международных программ, направленных на информатизацию образования.

В настоящее время большинство российских педагогов осознают необходимость изучения и освоения современных ИТ, которые можно использовать на уроках (телеконференции, электронная почта, электронные книги, мультимедиа и т.д.). Организационные формы учебного процесса видоизменяются, увеличивается количество самостоятельной работы учеников, количество практических и лабораторных занятий, которые носят исследовательский характер, получают распространение занятия вне аудиторий. Появление информационных технологий в учебно-воспитательном процессе влечет за собой и значительное изменение привычных функций педагога, который, подобно своим ученикам, теперь выступает в новых для себя ролях: исследователь, организатор, консультант.

Как работают с интерактивной доской?

Начать работать с интерактивной доской достаточно просто. Маркер или палец используется вместо компьютерной мыши, выбирая инструмент рисования легко делать пометки поверх изображения. В зависимости от сложности программного обеспечения каждой интерактивной доски и тех задач, для решения которых планируется ее использовать, освоение всех нужных функций доски может потребовать большего или меньшего времени, но работа с базовыми функциями, общими для всех интерактивных досок, не требует специальной подготовки. Программное обеспечение досок делается интуитивно понятным, чтобы облегчить включение нового инструмента в работу и сократить затраты времени на его освоение. Обучение работе с интерактивными досками востребовано в основном в образовательных учреждениях, где необходимо не только овладеть основными инструментами доски, но и познакомиться с приемами создания интерактивных уроков.
Компания «Инфологика» проводит обучающие семинары для педагогов, работающих с интерактивными досками при каждой установке интерактивного комплекса.